четверг, 19 сентября 2013 г.

Задачи образования

Чтобы не просто трепаться в соц.сетях просуммирую свои ответы. Разговаривал с экспертами.

Леонид Кацва: К сожалению, грамотность убита далеко не только преподаванием. К сожалению — потому, что в противном случае с этим можно было бы легко справиться.

Если грамотность убита преподаванием, справиться с этим мягко говоря нелегко. Где взять тех кто научит грамотности тех кто будет учить грамотности? Россия давно уже далеко не самая читающая страна в мире.
Дмитрий Колосов: Текст манифеста Мэри Шелли освежить?
А это не наша Маша, пусть у себя в их синтетических языках освежают)
Михаил Кушнир: Система образования в силу своей консервативности оторвалась от потребностей общества – и ее захлестнуло. Сейчас вал неучей накроет экономику и все начнет снова подниматься, но уже в новом виде.
С чего начнёт подниматься? Кто-то возьмётся за ум? Кто этот кто-то?
Михаил Кушнир: Система образования начнет снова подниматься с того что появится спрос
Откуда у папуасов может взяться спрос на образование?
Михаил Кушнир: Cпрос на образование появится из той же потребности потребления.
Конечно, утрирую когда пишу о папуасах. Но в истории фактически не было случаев когда движение снизу к чему-то приводило. Это сказка для социума, что он возьмёт в свои руки, научится, добьётся и т.д. Социум образовывают сверху-вниз, а не наоборот. И под конкретные задачи. Михайло Ломоносов - один человек. На огромную страну. Сколько мы ещё знаем таких примеров? Ноль на выходе. Максимум, это комплекс вины и заливание его деньгами условно умных людей, которые вроде бы должны знать что делают. Но они не знают, пользуются положением и т.д. И опять получается ноль на выходе. Мы можем ссылаться на весь мир, но это тоже преувеличение. Есть островки образованности. Есть их результаты. Возможно сегодня Финляндия не настолько эффективна в образовании как раньше и их опыт не применим в отрыве от задач. Но примеров, когда есть задачи и под них выстраивается всё здание образования социума есть, это только один из примеров. Их вообще на порядки больше чем Михайло Ломоносовых и "спасителей образования".
Михаил Кушнир: Наша вертикаль уже далека от передовитости и фатально устарела. Сеть позволит выработать наиболее продуктивные выходы (как это было в 90-е). Сейчас важнее всего такую сеть выстроить сбалансированно, чтобы она могла жить и развиваться. А дальше видно будет.
Как-то мне не нравится образование с перспективой "а дальше видно будет". Абсолютно не очевидно, что система образования (вертикаль-то здесь причём?) фатально устарела. Это ничем не доказуемо, тем более что на протяжении веков эта система по существу не менялась. Молоток фатально устарел, нужно пользоваться строительным пистолетом? Не уверен. Если у Вас гипрочные стены это будет форменное вредительство и угроза окружающим.
Владимир Спиваковский: Спасителями образования уже скоро будут не личности (Михайло Ломоносовы) и не островки образованности. Спасителями образования будут вызовы цивилизации, требующие иных знаний и резкого обновления фундаментальности знаний

Михаил Кушнир: Когда ясно, что делать, можно что-то целенаправленно выстраивать. Когда все поплыло и ясности нет, нужно отдать вожжи, чтобы начало это новое прорастать.
Согласен, насчёт вызовов, но при условии что к тому времени ещё останутся гвозди и люди знающие с какой стороны держать молоток. Если ни того, ни другого нет, то как вожжи не отдавай, дом сам себя не построит.
Михаил Кушнир: Нужен дом – будут люди. "Спрос определяет предложение" – классика
Люди будут. Только они будут землянки руками рыть. В отсутствии гвоздей и молотков. И совершенно уверен что равняться на мировые тренды бесполезно. Задачи определяются потребностями конкретной страны, а не мировыми трендами. Мировой тренд - носить шубы, а у нас истребителей не хватает для нашей локальной войны.
Михаил Кушнир: Если доучимся до землянок – будем в землянках. Потом дорастем опять до гвоздей. Не надо драматизировать. Если дождь пошел, будут искать укрытие или делать зонтики. Благо, второй раз проще изобретать. Силой это не переломить – только хуже будет
Обязательно доучимся до землянок, если будем учиться шапками от кутюр потенциального противника закидывать. Драматизировать уже поздно, сегодня драма в самом разгаре и да - будет хуже. В этом я с Вами совершенно согласен.)
Владимир Спиваковский: Вот только заминка состоит в том, кто этот спрос определяет. Ошибочно считать, что спрос определяет какое-то там министерство или правительство. В образовании спрос определяется потребителями - родителями. Поэтому вперед уйдет тот, кто догадается - что этим родителям надо, причем, не всем, а хотя бы 10%. А потом остальные подтянутся. Так работает система спроса и предложения.
Как раз правительство и определяет чем будут заняты как родители, так и их дети. Должно определять, по крайней мере (если ему до населения есть дело). Соответственно, выбор родителей в образовании и правительства в задачах образования будет совпадать. Если же правительству неясны/неинтересны его задачи, родители будут искать то образование которое отвечает рынку труда. Отсюда следует, что если страна колониальная и ей поставлена задача собирать бананы, то на рынке труда наиболее важна профессия сборщика бананов и большинство населения будет собирать/учиться собирать бананы. Никаких изменений ни в какую сторону не будет никогда, пока не изменится положение страны.
Владимир Спиваковский: Вы правы, если рассматриваете только нашу страну, и какую-то идеальную модель, реализации которой придется ждать лет 200. Но столько не живут. Поэтому апеллировать к "правительству" и сокрушаться о бананах можно. Только не очень продуктивно.
Подавляющее большинство постановщиков задач не доживают до воплощения своих моделей в жизнь. Срок жизни моделей (угроз/вызовов стране) существенно превышает человеческую жизнь и может влиять на образование десятки поколений. Да, эти аппеляции не продуктивны, но ждать что кто-то (правительство/абстрактные умные люди) что-то осознает ещё менее продуктивно. Считаю продуктивным понимание того что современный мир - это не Диснейленд в котором нас окружают Микки Маусы. Например, уроки ОБЖ в школах вопреки мировому тренду и необходимости на рынке труда - приветствую. Уроки труда. Уроки первой помощи. Кружки кройки и шитья. Курс молодого бойца, уроки рукопашного боя. От этого гораздо больше пользы чем от облачных технологий. Я отдаю себе отчёт в том что это скучно профессиональному педагогу.
Владимир Спиваковский: Уроки через 50 лет будут выглядеть совсем по-другому. Может, даже, не уроки... Предвидеть и спроектировать их - наша с вами задача. И если мы угадаем с этой моделью - она будет воспринята и внедрится постепенно сама собой.
Через 50 лет уже не надо будет учить азбуку для того чтобы научиться читать?
Владимир Спиваковский: На освоение азбуки будет уходить 1 месяц, а не 1 год. Вот почему "пасьянс Косынка" осваивается малышами за 1 день и с удовольствием, а таблица умножения - за год и с ненавистью. Хотя и для того, и для другого задействованы одни и те же участки мозга?
По-моему это самая распространённая проблема когда путаются инструменты и задачи. Через 50 лет везде будет телевидение! (c) Москва слезам не верит. Через 50 лет везде будут облачные технологии. Думаю что если за человеком гонится медведь и знание азбуки его спасёт, то он и за 5 мин. её выучит. Только не надо говорить что при этом задействованы одни и те же участки мозга и надо человека постоянно держать в состоянии "побега от медведя" или "получения удовольствия". Ничего хорошего в подобной наркомании нет, ни для здоровья, ни для разума.
Владимир Спиваковский: Задачи и инструменты не путаются. Задачи простые: чтобы выпускник обладал знаниями/умениями/компетенциями/грамотностью/результативностью (и ещё несколькими параметрами). Современная система образования на это не настроена. Ведь только когда появилась необходимость перемещаться быстрее и на более отдаленные расстояния, появились идеи насчет автомобиля.
Система образования не имеет задачи образования. Потому надо сначала определиться с задачами, а потом уже получать по ним знания, приобретать умения/компетенции/грамотность и результативность. Настройка системы образования тоже производится под задачу, а не сама по себе. Мы не знаем что будет в 22 веке. Возможно у каждого будет личный флип, меч джедая и билет на Луну. Заниматься прогнозами в этом направлении бессмысленно. Но то что сейчас никто не умеет сделать искусственное дыхание, а если гражданин падает на улице никто не сможет оказать ему первую медицинскую помощь - это объективная реальность дня сегодняшнего,
Владимир Спиваковский: Что мешает составить такой перечень умений/знаний/компетенций (в том числе и иск. дых)? Можно по приоритетам и уровням... Пока системе образования не будет выдано техническое задание (что-как-где-кто...), до тех пор она будет увязать в демагогиях и сокрушаться, типа, а откуда мы знаем что этой цивилизации (стране, вождю, бизнесу, миру........) надо. И чем дольше будет эта неясность, тем шире будет энтропия. Поэтому выход очень прост: как и везде (!) образованию должен быть выдан "заказ", и тогда есть шанс, что он будет выполнен.
Абсолютно точно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий