воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Большинство людей играют на гитаре неправильно

Оригинальная аппликатура левой руки.

В общем, мне потребовалось больше 11 лет чтобы понять что как я, так и большинство людей играющих на гитаре - играют неправильно, неправильно учатся, пишут неправильные гитарные школы, неправильно учат по ним других и т.д., и т.п. Анекдот в том, что упирается всё в один маленький нюанс который усваивается каждым гитаристом в самом начале освоения гитары и дальше им воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Под гитарной игрой я подразумеваю попытки играть технично fingerstyle, funk, со всеми элементами типа slap, strumming, и т.п. В какой-то момент всё хочется объединять, ты сидишь и импровизируешь какую-то мелодию в которой фантазируется гармония (последовательность аккордов) и вплетается (или не вплетается) какое-то соло. В идеале степень смешения должна доходить до того чтобы у слушателя создавалась иллюзия параллельного звучания аккордов/соло или даже партий (например, басовой линии/ритм/арпеджиато). Что доступно немногим и умеют немногие. Некоторым даже непонятно, о чём это я здесь. )

Всё просто. Первое с чего начинает любой гитарист: узнаёт блатную последовательность аккордов Am, Dm, E. Конкретно их аппликатуру - как надо ставить пальчики. Дальше он узнаёт что если поставить или убрать один пальчик, то можно получить изменённый аккорд который будет называться и звучать по другому. Дальше он изучает из каких нот состоит аккорд, погружается (или не погружается) в музыкальную грамоту, разучивает кучку аккордов и/или учится строить любые, узнаёт про боксы, квинтовый круг, обращение аккордов, нот, лады, изменённые строи и т.д., и т.п. Всё это наслаивается, наслаивается, НАСЛАИВАЕТСЯ. Собака же была зарыта в САМОМ НАЧАЛЕ.

Когда гитарист учит свои первые аккорды, он учит как ставить пальцы: указательный, средний, безымянный. И только ПОТОМ, в более других аккордах иногда ставит мизинец если этого требует например септ-аккорд. Если мы откроем любую гитарную школу, то базар там начнётся с того что мизинец - самый слабый палец и при игре на гитаре практически не используется. То же самое передаётся изустно.

Да, исключение составляет игра соло. Здесь базар начнётся с того что для каждого пальчика - свой лад. Включая мизинец. Когда мы начинаем играть гаммы и далее сложные соло мизинец иногда используется более чем активно. Гитарист приучается буквально дотягиваться им до нужного лада и здесь особенно ценится гитарная "распальцовка" и длинные пальчики.

Когда гитарист начинает в своей игре объединять ритм на аккордах с соло/арпеджиато на аккордах (проще) или с соло привязанному к боксам/гаммам/ладам (сложнее) он занимается тем что оттачивает микродвижения пальцев и беготню пальчиками по грифу. Не все могут бегать пальчиками как Yngwie Malmsteen и это многих огорчает. Начинается: гитара не та, мензура не та, расстояние от струн не то, постановка рук не та и вообще плохому танцору многое мешает, а Malmsteen'ми быть дано не всем, также как не все могут подковать блоху.

Не отменяя всё вышесказанное, цель этого поста донести: ошибка была в самом начале. Когда мы учились ставить аккорды. Сейчас я Вас рассмешу, но для меня это действительно открытие: любой играемый аккорд надо начинать ставить с мизинца. Это не означает что обязательно должна звучать та струна на которой он стоит, её можно не трогать или после постановки аппликатуры убирать мизинец (если он мешает, хотя как правило нет). Но сначала надо ставить мизинец (на первую/вторую струну из "контекста") и только потом аппликатуру указательным, безымянным и средним.

Это на самом деле "страшная" тайна. Т.к. необходимо изменить всё что наработано до сих пор. Левой руке нужна опора на грифе, также как и правой руке для чёткого ритма/соло/арпеджиато нужна опора и желательно плавающая. Соло-гитарист как правило (я другого по крайней мере не видел) опирается на указательный палец левой руки. Это даёт возможность удобно упасть фалангой на гриф и быстро зажать сразу несколько струн, затем сыграть нечто и вернуться в исходное положение. Указательный палец левой руки - это опора гитариста, его чаще всего ставят в первую очередь, слайдируют им по грифу и т.д. Так делают все. Очень удобно? Не фига подобного.

Когда Вы чередуете игру ритма с игрой какой-то мелодики приходится метаться по грифу переходя из аппликатур на любимые ходы или просто чтобы кусок гаммы сыграть и возвращаться обратно. Ну примерно так (утрирую): Am - соло - Dm - соло - E - соло. Соло - это тот кусок где мы бросили аккорд, пробежались по струнам и перешли на другой аккорд, пробежались - перешли - пробежались - перешли. Момент перехода - это те миллисекунды которые гитарист пытается убить техникой игры для более связного воспроизведения (желательно вообще слитного). Это блин, настоящий камень преткновения. Недостаточно быстро... Всё ещё недостаточно быстро?

Всё дело в том, что начинать надо было с мизинца. Потому что при поставленном на первую/вторую струну мизинце у Вас остаются свободными целых 3 (три) пальца для того чтобы их куда-то поставить: хотите в аккорд, хотите - пробегите гамму. А опора на грифе уже есть! Рука держится не на аппликатуре, а на поставленном в первую очередь мизинце. Вы можете действительно плавно и без промежутков переходить от аккорда к гамме и максимум что придётся делать это бесшумный слайд мизинцем двигующий руку на грифе в нужную позицию, но активность этих перемещений падает как минимум в два раза! Возможно это кому-то самоочевидно (например г-ну Джимми Хендриксу явно), но для меня это оказалось открытием на которое ушло около 11 лет. Я его сделал просмотрев Marty Schwartz на You Tube.

Это не просто ещё одна техника игры, это совсем другая её постановка причём другая изначально. Не повторяйте моих ошибок и извините за многословность.

p.S. Недавно читал на баше про недоучившегося в универе человека. Цитирую:


xxx: Сперва говорили, что из меньшего большее вычитать нельзя - а потом рассказывали про отрицательные числа. 
Потом говорили, что 5 на 2 не делится... А потом рассказывали про дробные числа. Потом говорили, что корень
из отрицательного числа не берется - только чтобы потом рассказать про комплексные числа. :D 
Я вот думаю... Может я зря на втором курсе отчислился - может и на ноль делить разрешили бы?.."

yyy: Мужик, ты не поверишь...

Вот примерно то же самое ощущение.

2 комментария:

  1. Это все замечательно. Еще бы ссылкой поделились, где можно посмотреть на другую постановку игры! Я, например, ничего не понял. Куда ставить мизинец, если он в аккорде не нужен? Вот, беру я, положим, минор септ: средний палец на шестой струне тоника, безымянный на том же ладу, струны со второй по четвертую, остальное глушится. Куда мизинец втыкать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В тексте есть ссылка на Marty Schwartz в You Tube, у него можно увидеть опору на мизинец. Можно увидеть и другие варианты опор левой руки, например fingerstyle-гитаристы часто опираются на безымянный. Например, посмотрите Day Tripper от Tommy Emmanuel, это уже классика. И по другому "никак" (в их оранжировках). Идея "остальные глушатся" вообще не для fingerstyle. Правильно: остальные не трогаются или звучат. Для того чтобы не звучали "не нужные струны" их надо не задевать. Звучание же открытых "нужных" струн - это вообще здорово. Их не надо трудиться зажимать. Аккорды мы можем строить в самых разных аппликатурах. Если этого не достаточно, к нашим услугам разные гитарные строи. Поэтому не надо брать аппликатуру без мизинца и искать куда его воткнуть, а надо сразу брать аппликатуру с мизинцем. =)

      Удалить