суббота, 8 января 2022 г.

Отчёт с DiHalt 2022

Другие мои отчёты для ностальгии:



Наступающий новый Мир и прошедшие 2 пандемийных года наложили свой отпечаток на окружающую нас действительность. Раньше мы ехали на demoparty для того чтобы встретить там знакомых и незнакомых людей, но в любом случае - единомышленников. Кому-то (как мне) повезло родиться в одном из центров demoparty-строения, кому-то приходилось ехать за demo spirit-ом в дальние края. Сегодня такие мероприятия стали роскошью, т.к. их проведение связано с рисками для организаторов и всем очевидно что это надолго. На проходившем с 6 по 8 января в г. Нижний Новгород фестивале DiHalt 2022 было всего 32 места в загородном коттедже (которые необходимо было бронировать заранее). Поэтому вряд ли мы увидим отчёты резидентов при настолько ограниченном количестве посетителей. Резидентами виртуальных demoparty сегодня становятся виртуальные участники. Поэтому, как виртуальный участник DiHalt 2022 ниже я изложу свои соображения и впечатления от того что получилось в результате фестиваля.

Film/Wild


Настоящим прорывом фестиваля считаю работу "Король и Шут: Камнем по голове (demo version)" в этой номинации. На Spectrum не так распространены Musicdisk, Chiptune pack, как на других платформах (Amiga, Atari, C64). Конечно они есть, но их сравнительно мало. Здесь я имею ввиду ситуацию когда вы имеете диск с тематической подборкой и меню из которого можно выбирать треки для прослушивания. Это не тоже самое что проигрыватель в качестве boot и треки сложенные на тот же диск. Это самодостаточное демо со своим часто уникальным проигрывателем создающее атмосферу для того что вы слушаете. Это совершенно другое. Поэтому обычно на Speccy мы просто запускаем те demo в которых звучит любимая музыка по очереди, и слушаем. Благо, спектрум быстро перезагружается, чай не Windows. Первые полноценные demo такого рода были созданы Virtual Brothers для представления треков присланных на фестивали Enlight 96 и Enlight 97. Они создавались с оглядкой на амижные стандарты таких Musicdisk (примеры на Амиге за 2021 год для понимания: Feedback #10 от Void, Chipo Django #1 от Rabenauge и др.), и после них сравнимых по качеству продуктов на спектруме я практически не видел. И вот, на DiHalt появляется работа с качественной графикой, весьма аутентичной для группы КиШ (которая не является любимой у меня, но тем не менее), с аранжировками к которым у меня нет желания придираться. Это не тупая конверcия, авторы просто дали прикурить и хлебнуть demospirit-а многим и многим. Спустя 25 лет после Virtual Brothers появляется продукт который говорит нам: вот таким должен быть Musicdisk на ZX Spectrum, вот такой стандарт качества. Если эта амбициозная по задумке идея превратится в полноценный ZX-альбом КиШ "Камнем по голове", это будет большим и знаковым достижением как авторов, так и ZX-сцены.


LowEnd 256b Intro


Всё compo сделали два поляка: Dalthon и Dox из одной и той же группы Joker (с всегда валяющимся сайтом joker.pl). Спасибо им. Первое место справедливо заняла более оригинальная работа Fool's Mask. Подобных идей существует на самом деле вагон и маленькая телега, но наши сценеры слишком ленивы чтобы изучать вопрос. Вообще, в intro с любым ограничением зрителю не интересно сколько байт было сэкономлено при написании какой-нибудь плазмы или любого другого олд-скульного эффекта. Это ограничение не только и не столько по объёму, а скорее по тому что вы можете придумать. Например, многого можно достичь движением одной статической картинки поверх другой. И это не про кодирование. Но такие работы почему-то появляются исключительно от зарубежных сценеров и как правило на других платформах. То ли менталитет, то ли тупость, не знаю в чём тут дело.


Enhanced LowEnd Demo


Работ не было. Это говорит о том что в РФ есть одна группа для данного движения, которая не нашла времени/сил принять участие. А вы ноктюрн сыграть смогли бы (на флейте водосточных труб)? Комментарии за кадром.

LowEnd Demo


Природа пустоты не терпит. Запилятор выдохся и не спас. Поэтому на данном compo была ровно одна работа CS!Halt для БК-0010/11M написанная супер-активным в 2020-21 гг Владимиром Кутяковым (KUVO) из Caroline Software Incorporated. При всём уважении, не сторонник умиляться. На пост-апокалипсических demoparty в ходу будут intro на программируемых калькуляторах. В принципе, лично я с этого ЕГГОГ начинал. Так что с чего началось - тем и закончится.


LowEnd Graphics


Меня убивает направление движения ZX-сцены, как в графике, так и в музыке (относительно того же C64). Но здесь, конечно, апофеозом идиотии стало 10 (десять!) работ Katoyama из 33 представленных на compo. Это не нарушает правила, но полностью размывает и убивает конкурс. Прежде всего потому, что помимо дружеского голосования и накрутки, всегда, на любом фестивале больше очков собирают работы показанные последними. Мы и так смотрим на 95% конвертированных работ, т.к. этим занимается 95% современных художников на ZX-сцене (может больше, но не меньше). Поэтому все рассуждения о графике сводятся к дизерингу и попаданию в знакоместа. Далёк от того чтобы стыдить, но если каждый будет выкладывать по 10 работ своих конверсий, то конкурс становится вообще полностью рандомным и теряет всякий, даже остаточный смысл. Просто демонстрация того, что мы знаем конверторы и форматы графики для разных платформ.

В графике на Spectrum давно и полностью отсутствует всякая идея. Данный конкурс на DiHalt, к сожалению, запомнился прежде всего тошнотворными героями поттерианы от Katoyama показавшем в Duel of the Fates свой уровень детскости двумя пятнами с градиентом между ними. Лучшей работой конкурса считаю "Просим сохранять спокойствие! Ситуация под контролем!" от Mr.Robin, просто потому что это аллюзия на окружающий нас Мир. Всем нам уже недалеко до человеко-подобных роботов охраняющих гиков держащих в руках свои волшебные планшетики яблочной компании. Если хотите, это могут быть гоблины охраняющие эльфов. Но это уже точно НЕ фантастика. Эта работа и технически выполнена интересно, но главное: она несёт в себе идею. Язык Эзопа немногим доступен, но поверьте: это не то же самое, что нарисовать 100500-го по счёту оленя с банки Кока Колы, молодого Марка Хэмилла (кто это такой, да?) из дурацких Звёздных Войн, железную задницу Бендера, отконвертить Алису Селезнёву и вспомнить про Ёлочку (Новый год же!) в ожидании умиления благодарных зрителей. Это же так "актуально"! Меня тошнит от такой сцены.


Realtime LowEnd Graphics


Как уже писал выше: язык Эзопа немногим доступен. Проще изъясняться слоганами. Это топорно и тяжеловесно, но - всем ясно: свободу Анжеле Дэвис (кто такая?)! Но даже это намного лучше конверсии Алисы Селезнёвой которая просто не к селу, ни к городу. Поэтому лучшая работа "РосСценНадзор рекомендует" от Nodeus заслуженно заняла первое место. Она просто нашла отклик на уровне идеи, а не качества дизеринга. И это та самая "руками нарисованная графика" ради которой всё и затевается.


Realtime ZX Spectrum 53c Graphics


Для этого конкурса организаторы выбрали тему "Боевая подруга демосценера". Как (наверное) и большинство не могу относиться к 53c Graphics серьёзно. Тем удивительней, что самые интересные и идейные работы на отечественных demoparty чаще всего встречаются именно в нём. Первое место заняла работа Grongy "Ожидание/реальность" и это заслуженно.

Порадовала удивительная работа "Together on Demoscene" от Shuran33 (13-е место).

Невозможно пройти мимо самокритичной работы "Anonimka" от Flast (22-е место, такой удар по общественному вкусу =)

ZX Spectrum AY/YM-Music


В этом конкурсе нет такого чёткого определения как "256х192, 15 цветов" в "руками нарисованной" для ZX Spectrum. Есть классические музыканты, есть меломаны какого-то одного жанра, у всех фломастеры разные и все они могут любить AY. Оценивать владение техниками чиптюна в таких рамках совершенно некорректно. Поэтому здесь всё будет субъективно.

Конечно мне нравится "Not yet sтaр" (1-е место) от KUVO для ТрубоСраунда, чувак просто блеснул технически. Но мелодически мне это не так интересно. Меланхоличный "Long way to DiHalt" (2-е место) и более бойкий трек "In 2 channels experience" (3-е место) от EA заслуженно заняли свои места, причём именно в таком порядке. Это тот самый EA которого мы все любим.

Мне понравился трек "Polytechnology Univ." от Groove. Автор писал в аннотации что это восстановленный старый трек который он запулил на DiHalt спустя 25 лет. Вы знаете: старый конь борозды не испортит. Мне думается что в этом треке от Groove есть грув и этим он мне нравится больше других в конкурсе (занял 6-е место).

Также отмечу "Alien Slaphead" от Jumperror из Team Moritz (занял 4-е место). Сама аранжировка очень олдскульная, но здесь есть прифанкованность которую я очень люблю и ценю.

Остальные работы возможно интересны кому-то ещё.

Realtime ZX Music


В этом конкурсе задаётся трек на который музыкант должен ориентироваться при написании своего кавера. К сожалению, то что было предложено на DiHalt 2022 хотя и имело некую (весьма сбитую) ритмическую структуру, в целом я бы назвал "просто херотенью". К сожалению №2: как правило, в этом конкурсе побеждает тот кто налепил больше отсебятины и заготовок, а не тот кто придерживался задания. Попался на этот раз старый-добрый EA: на мой взгляд, он единственный полностью выдержал задание и занял с работой "hz" 3-е место из трёх. Причём работа получилась очень и очень достойная (насколько это было возможно с таким материалом). Действительно ХЗ что с этим должен был делать профессиональный музыкант... =)


В заключение, хочется поблагодарить Vinnny, TmK и других (неизвестных мне, но наверняка существующих) организаторов DiHalt 2022. За то что нашли в себе смелость, выделили время (и деньги), чтобы провести один из старейших отечественных фестивалей. Отмечающий в этом году, как я понимаю, юбилей: 25-й по счёту фестиваль - это как серебрянная свадьба у демосценеров, четвертак разменяли! Хочется надеяться не в последний раз, и хотя бы через чаты, сайты, статьи и комментарии все мы продолжим встречаться на DiHalt! Иначе будет совсем грустно...

11 комментариев:

  1. Спасибо за высокую оценку моего арта и за то, что увидели в работе правильный идейный посыл. Своеобразная аллюзорность действительно прослеживается. ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно искренен в оценках, поэтому точно не стоит благодарности)

      Удалить
  2. Автору в борьбе за идею и против конверсий неплохо было бы продемонстрировать личный пример, прежде чем упрекать в этом остальных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще никого не упрекаю. Констатирую факт. Скромно говоря, считаю что у меня нет безыдейных работ после 2000 г, так что как раз на личном примере, Вы то уж должны быть в курсе?) Вообще безразлично сколько времени автор потратил на расстановку пикселей, что сказать-то этим хотел? Ничего? Ладно, если автору 15 лет, надо с чего-то начинать. Как раз новички чаще всего и делают интересные работы, у них нет догм в голове. Но остальные - такие же старые пердуны как и я: зачем? Демосцена это не про то как порвать себе жеппу на британский флаг. Это должно быть искусством, нести в себе идею, иметь цель, а не просто: "синий период", "красный период" или там чанки против шахматной апроксимации с перекрытием. Может быть зритель оценивает хинтинг в шрифте вашей демо? Нет. Поэтому я (как зритель) голосую ногами. Точно не из зависти))) Поэтому выбирал только те работы которые imho на фестивале прозвучали, их и оценил. Остальные не упоминал даже вскользь, потому что они - просто в пустоту.

      Удалить
    2. Так вот суть в том, что снаружи смысла может и не видно, но это не значит, что его там нет.

      Удалить
    3. Не трать время на дискуссии с лицемером. Сколько бы масок не примерял, а за ними мудило.

      Удалить
    4. шаблон затрещал, но лопнул (:

      Удалить
  3. неплохой отчет. не заметил упоминания scalesmann'a - кавер на Mad Max/ Prehistoric Tale. Жаль, не довел до конца, а мог бы сделать конфекту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне нравятся большинство работ scalesmann, он интересно мыслит. Конкретно на DiHalt не глянулся, но объективно работа действительно крепкая.

      Удалить
    2. сравни с оригиналом. я его втыкал в Heart Megademo - часть с мультиколором.

      Удалить